У владельцев участков, на которых растения снабжаются влагой при помощи автоматизированной поливной системы, возникает немало забот. Одна из значимых задач — это продувка автополива перед зимним сезоном с применением компрессора. Такую работу вряд ли можно назвать простой и лёгкой, хотя она и необходима. В процессе могут возникать трудности, связанные с особенностями орошаемого участка, от которых зависит конфигурация оборудования.
Оглавление:
- Для чего нужна консервация системы. Какие элементы разрушаются во время заморозков и обязательно ли их продувать?
- Какие компрессоры подходят
- Из каких этапов состоит продувка
Для чего нужна консервация системы. Какие элементы разрушаются во время заморозков и обязательно ли их продувать?
Грунт во многих регионах промерзает на глубину более метра, в то время как трубы редко прокладывают более чем на полуметровой глубине. В таком случае остатки воды в зимнее время замерзают, расширяются и разрывают трубы. После подобного они уже непригодны к использованию, и их приходится заменять. Вот почему так важно консервировать систему ещё до начала заморозков — в сентябре или октябре, в зависимости от климата. Тем более что растениям в это время обычно уже не требуется регулярный автоматический полив.
Какие элементы надо защитить от заморозков? Сюда относятся несколько деталей системы автополива:
- Насос. Если внутри него замёрзнет хоть немного воды, он обязательно повредится и испортится — или выйдет из строя сразу, или проработает ещё какое-то время, но потом всё равно сломается. После подобного насос не подлежит ремонту. Поэтому открывают отверстия сверху и снизу, сливают воду, а затем убирают устройство в помещение с тёплым и сухим воздухом.
- Фитинги. Трубы, как правило, изготавливаются из гибкого полиэтилена низкого давления (ПНД) и оказываются достаточно эластичными. Но фитинги, даже из аналогичного материала, могут уступать трубам в гибкости, так что без продувки заморозки приведут к их механическому повреждению.
- Гидранты, клапаны, разбрызгиватели. Они изготавливаются из твёрдых, неэластичных полимерных материалов, поэтому на зиму их рекомендуется убирать в тёплое помещение и хранить там.
- Контроллеры и датчики дождя. В отличие от других узлов системы, они не нуждаются в продувке. Достаточно отключить устройства от электросети. После этого можно оставить их стоять на том же месте до начала нового сезона.
- Резервуары. Из ёмкостей достаточно слить ту воду, которая в них была. Затем их также можно оставить на том же месте, где они находятся, до начала нового сезона. Главное, не закрывать при этом краны.
От того, насколько грамотно будет проведена продувка автополива на зиму, напрямую зависит, долго ли прослужит система, которая снабжает растения водой. Так что пренебрегать таким мероприятием не стоит. В противном случае в трубах останется вода, из-за которой весной потребуется потратить на замену много времени, сил, а главное — денег.
Некоторые владельцы участков, применяющие автоматический полив, стараются обойтись без компрессора. Подобный шаг важно продумать ещё до того, как оборудование будет смонтировано и запущено. Как правило, требуются сливные краны или дренажные клапаны. Их следует расположить в нижней части труб, которые проводятся с незначительным наклоном. Под кранами роют небольшие ямки, куда поступает вода во время слива. Влага собирается, а потом медленно просачивается в грунт. Считается, что достаточно просто открыть краны или клапаны, и использовать компрессор не потребуется. Но на практике этот способ — рискованный, поэтому разумнее использовать продувку.
Какие компрессоры подходят
Планируя подобрать технику для консервации автополива, необходимо ориентироваться на несколько критериев. В соответствии с экспертными рекомендациями, важно, чтобы компрессор:
- был достаточно надёжным и долговечным;
- экономно расходовал топливо, электроэнергию;
- сочетал производительность с компактностью и небольшой массой;
- не создавал сложностей при обслуживании и эксплуатации.
Нередко один и тот же производитель предлагает модели, которые различаются по стоимости и другим параметрам. Так, бытовые устройства обычно имеют производительность в пределах полутора сотен литров ежеминутно. Для трубопроводов в пределах стометровой длины техника должна иметь уже более высокие параметры: производительность на уровне 250 литров ежеминутно, давление в пределах восьми атмосфер, мощность на уровне двух киловатт. Ресивер в таких случаях нужен не очень большой: сотни литров будет вполне достаточно.
Если речь о трубопроводе длиной до двух сотен метров, то здесь уже нужен компрессор для продувки автополива с двумя цилиндрами и ресивером на пару сотен литров. Если же трубопровод ещё длиннее, то потребуется заказать специальное устройство на автовозе. Располагая достаточной по характеристикам техникой, можно сохранить всё используемое для полива оборудование в течение зимнего периода. В дальнейшем не придётся самостоятельно менять водопровод.
Из каких этапов состоит продувка
Когда систему готовят к осушению, её рекомендуется сначала промыть чистой водой, предварительно сняв заглушки с контуров. Это помогает удалить загрязнения, попадающие в систему в процессе работы. При наличии осадка внутри его удаляют при помощи процедуры кислования. Внутрь трубы при этом заливают 6-процентный раствор азотной или ортофосфорной кислоты, после чего оставляют на час, а затем качественно промывают. Иногда кислование требуется проводить несколько раз подряд. Важно в любом случае работать с кислотой осторожно, соблюдая правила техники безопасности.
Необходимые действия для самой продувки выполняются пошагово. В общем виде процесс включает следующие этапы:
- Слив воды. Сначала нужно перекрыть заполнение ёмкости и израсходовать весь объём, который уже имеется в резервуаре. Для этого достаточно по очереди включать все зоны полива на участке. Делать это можно, переключив контроллер в ручной режим. Надо дождаться, пока ёмкость опустошится целиком, как и отдельный участок трубопровода, по которому вода поступает в резервуар. После слива воды краны оставляют открытыми на весь зимний сезон. Отсоединяют трубу, которая идёт из ёмкости в насос, и трубу, которая выходит из насоса в сторону клапанов. К той, которая шла в сторону клапанов, потом потребуется подсоединить компрессор.
- Демонтаж насоса. Чтобы насосное устройство покинула оставшаяся вода, необходимо выкрутить пробки на верхней и нижней частях корпуса. Излишки воды сольются через нижнее отверстие. После этого оба отверстия оставляют открытыми до тех пор, пока насос не будет запущен весной опять. Краны в зоне ёмкости и насоса также оставляют открытыми. Само устройство обычно убирают в тёплое место на зиму. Это не обязательно делать только в тех случаях, когда температура зимой лишь на несколько градусов опускается ниже нуля.
- Подключение компрессора. Его необходимо подсоединить, как уже упоминалось, к подающей трубе, которая шла от насоса к клапанам. Переходные фитинги можно подобрать самостоятельно, исходя из конструкции устройства. В каждом случае в индивидуальном порядке решают, продувать ли ответвления от главной магистрали. Это зависит от особенностей ситуации и от того, как устроена система.
- Непосредственно продувка. После запуска воздушного компрессора обычно требуется подождать, пока давление в ресивере достигнет среднего уровня — порядка четырёх атмосфер. Затем в ручном режиме открывают первую из тех зон полива, которые отмечены на контроллере. Компрессор оставляют непрерывно включённым. Надо подождать, пока вся вода уйдёт из дождевателей под воздействием воздушной струи и вместо влаги наружу станет выходить или чистый воздух, или водяная пыль. Это сопровождается характерным шипящим звуком. В таком случае можно закрывать клапан и, дождавшись, пока манометр компрессора опять покажет порядка четырёх атмосфер — открыть следующую зону полива по порядку.
Продувают поочерёдно все зоны полива. Когда процесс будет полностью закончен, можно отключить контроллер. Для этого его переводят в выключенное положение (стандартно обозначается OFF) и отключают от электросети либо от батареи, которая используется в качестве автономного источника энергии. Инструкция может также подразумевать, что с экрана потребуется снять верхнюю панель.
Другие важные моменты, которые следует учитывать при проведении работ:
- Если в системе используются электромагнитные клапаны, их следует утеплить. Такие элементы сверху закрывают защитными коробами, после чего укладывают утепляющий материал.
- При просушке накопительной ёмкости надо слить или откачать воду из резервуара. Дыхательный клапан при этом следует открыть, а люк — закрыть.
- Дождеватели, спринклеры, капельные ленты не обязательно демонтировать на зиму полностью. Если изделия содержат детали из металла, то их надо обработать, смазав специальным составом, чтобы защитить от коррозии. Сами же устройства обычно достаточно накрыть пластиковыми коробами.
- Что касается требуемой производительности компрессора, то её определяют в том числе по диаметру труб, используемых в системе. Так, если диаметр составляет в пределах 4 см, то достаточно тридцати кубометров в час. Кроме того, важно при подборе техники по мощности учитывать, из какого материала изготовлены трубы. Если они полиэтиленовые, то воздух при продувке должен подаваться под давлением не выше 350 кПа.
- Наконец, нельзя забывать о защите метеорологических датчиков, если они установлены в системы. Те модели метеодатчиков, которые используют пластинки или диски, необходимо снять. В течение зимнего сезона эти чувствительные устройства хранят в тепле. Если же применяются датчики с чашами для сбора дождевой воды, то демонтировать такие изделия не обязательно: достаточно слить воду из чаши, а потом закрыть ёмкость пластмассовой крышкой.
Как правило, продувка системы автополива выполняется последовательно — от удалённых зон к самой ближней. Завершив работу и полностью удалив влагу, отключают компрессор и выпускают воздух, который остался внутри под давлением. Не лишним будет, если конструкция предусматривает шаровые краны обратного клапана, несколько раз открыть их и снова закрыть. Это позволит убедиться, что воды в системе не осталось. На зиму такие краны оставляют в полузакрытом состоянии. После этого можно не опасаться повреждений.